Эссе

Сегодня каждый учитель задумывается о том, чему учить и как учить. А многие пытаются изменить свою практику. Я пришла в школу № 28 в 2011 году после окончания Томского государственного педагогического университета. Это небольшая черемошенская школа на окраине города, которая ничем не отличается от других. С тех пор прошло уже семь лет, за которые я поняла, что школа – это моя жизнь. Это время поисков и находок, когда складывалось мое собственное представление о том, чему и как учить в современной школе. Перебирая в памяти события прожитых лет, вспоминаю урок биологии в пятом классе. Ситуация, сложившаяся на том уроке, заставила меня о многом задуматься и, в итоге, повлияла на мою дальнейшую педагогическую деятельность.

– Внимание, внимание! К нам пришла телеграмма! SOS! Дети попали в беду! Они плыли на корабле, и попали в шторм! Но в этой телеграмме пропущены слова, если мы с вами их не восстановим, то эту телеграмму никто не сможет прочесть и помочь детям!..

Ребята наперебой начали предлагать свои варианты и быстро заполнили пробелы. И я готова была перейти к следующему этапу работы.

– Подождите, — вдруг сказал один ученик, — мы ведь еще не разобрались, почему дети оказались в беде. Может, нужно подумать еще, а вдруг мы не то написали. Как тогда можно будет спасти детей?

– Все правильно мы сделали, а над этим вопросом мы подумаем на другом уроке.

Мальчик задумался. Урок продолжался, были другие задания. А мальчик так и сидел, погруженный в свои мысли.

Не раз, возвращаясь к этой ситуации, думала, правильно ли мы делаем, стараясь все «успеть», «дать как можно больше», считая, больше дадим предметных знаний – больше знать будут. И в этой «погоне» часто упускаем главное – самого ребенка, с его интересами, исканиями, проблемами. На уроке ребенок получает от нас знания об окружающем мире, но и сам стремится познать то, что его окружает. Это естественное стремление ребенка самому разобраться в ситуации. И что делать нам, педагогам, чтобы у ребенка не пропадал этот естественный интерес к знаниям, к познанию мира и себя в этом мире. Методики, направленные на передачу определенного объема учебной информации, во многом перестали удовлетворять и педагога, и ученика. Сегодня я абсолютно убеждена, что познание окружающего мира нужно начинать не с понятий, а с удивления, с вопросов, с желания что-то исследовать и изучать.

В течение десяти лет я занимаюсь с детьми проектной и учебно-исследовательской деятельностью. Взяла пятый класс. Маленькие, несмышленые, но очень активные, способные, многим интересующиеся. И главную для себя задачу на тот момент видела в том, чтобы развить мотивацию детей к учебе при переходе из начальной школы в среднее звено. Из собственного опыта работы знаю, как это зачастую бывает трудно сделать. Помимо психологических, возрастных причин, снижающих мотивацию, есть еще социум, который окружает детей. Для моей школы это особо актуально – Черемошники знает каждый томич. Мне было важно так простроить образовательный процесс, чтобы мои черемошенские дети не потеряли интереса к учебному процессу, не ушли «на улицу», овладели необходимыми компетенциями и получили тот социальный опыт, который необходим им для успешной реализации в жизни.

Средняя школьная «ступень» — 5-9 классы – для меня, как для учителя, ответственный период. Во-первых, я должна создать для ребенка необходимые условия, чтобы он смог реализовать себя, проявить способности, опробовать разные социальные роли. Подобные условия способна создать ребенку проектно-исследовательская деятельность. Во-вторых, основным способам деятельности мы обучаем детей в среднем звене. Именно здесь ребята учатся сотрудничать: выдвигать замыслы и проектировать, совместно обсуждать проблемы, трудности и способы их решения. Важным считаю и то, что точка зрения каждого ученика должна быть услышана и принята к рассмотрению. Только тогда ученик сможет осознать свою значимость и будет испытывать чувство гордости за результаты своей работы. Кроме того, он не будет бояться высказывать свое мнение, аргументировать его, будет учиться слушать мнение товарища, вступать в дискуссию, обмениваться опытом, поддерживать друг друга, оценивать себя и других. Навыки проектно-исследовательской работы будут востребованы в профильной школе, в университете.

Как найти место в предмете для проектно-исследовательской деятельности? Вот вопрос, который решает каждый начинающий учитель. Проектно-исследовательскую деятельность в рамках урока я использую тогда, когда в учебном процессе возникает исследовательская задача, для решения которой требуются интегрированные знания или привлечение исследовательских методик. Учебный проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация может возникнуть в процессе работы над учебной темой, когда обнаруживается дефицит знаний, что вызывает у учащихся желание глубже исследовать проблему. Тема проекта может исходить и от учащихся, которые, ориентируются при этом на собственные интересы. Большое поле деятельности дают учителю и его ученикам такие предметы, как биология и экология.

Исследуя проблему, работая над проектами по биологии и экологии, мои ученики решают важные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь: «Почему нужно использовать вторично различное сырье?», « Зачем нужны в природе пчелы?», «Можно ли заменить реальное общение виртуальным?» Рассуждая, споря, ребята анализируют и свое поведение, делают выводы из создавшейся жизненной ситуации.

Моя практика показывает, что область интересов педагога может определять область увлечения его учеников. Еще со студенческих лет меня увлекала наука экология. Тот багаж экологических знаний, который накоплен за годы работы, позволяет мне заинтересовать детей, увлечь их этой наукой. Так появились исследовательские и социальные проекты: «Озеленение школьной территории», «Влияние нефти на живые организмы», «Влияние синтетических моющих средств на живые организмы», видеопроекты: «Нам не все равно», «Охотники за мусором» и другие. Я убеждена, что если увлечен педагог, то будут увлечены этим делом и дети.

Интерес к исследованию испытывают не только ученики, но и учитель. В процессе работы открытия делают и дети, и педагоги. Может ли ученик задать вопрос, на который учитель не знает ответа? Конечно, и мне приходится думать над ним вместе с ребенком. Это момент появления нового знания и для учителя тоже. Не раз ловила себя на мысли, что я много еще не знаю там, где, казалось бы, все исхожено вдоль и поперек мною. И это заставляет меня двигаться вперед, читать, познавать, открывать, исследовать…

Современный педагог должен быть исследователем. Невозможно формировать у детей исследовательские, проектные компетенции, если сам учитель такой позиции не занимает. Ситуация незнания, заставляет педагога думать над тем, что он делает, исследовать и анализировать свою деятельность, самостоятельно её строить и проектировать.

Проектно-исследовательская деятельность – это дорога знаний, по которой идут и педагоги, и ученики. Это путь исканий и открытий, это путь к успеху.